Бюро переводов
Ответы
2
голоса
Кто такие ъякхи?
08 января 2011 в 16:10, Аноним (баллы: 98607)
Комментировать
может имели ввиду аькхи?
03 марта 2011 в 20:53,
Аноним
0
голоса
Аккинцы Дударовы 2, часть - 2
5) [i]Пару слов о Л.П. Семенове, его в Чечне помнят до сих пор старейшины:[/i]
Будучи несколько лет членом Ичкеринского (Веденского) окружного управления, Н.С. Семёнов овладел чеченским языком, что само по себе было большой редкостью в среде кавказской администрации. Он впервые придал значение и такому своеобразному источнику по истории края, как арабоязычные фамильные или личные записи («таптиры»)??? (??? Виноградов В.Б. Н.С. Семёнов и его очерк «День в ауле» 1869 года. – Арма- вир. 2002. – С.6. ) // З.Х. Ибрагимова «Мир чеченцев ?? век». Москва, “Пробел-2000”, 2007, с. 774.
-------------
Феодальные верхи, особенно один из тагаурских алдаров, Ахмет Дударов , стремились возглавить крестьян, отвлечь их от гнета «своих» феодалов и родовой знати. Крестьяне требовали от русского командования прекращения чинимых обид и наказания виноватых, а Дударов открыто призывал к истреблению русских. Немалую роль и здесь играли подстрекательство и ложные обещания «беглых» грузинских царевичей, выполнявших роль шахских эмиссаров44.(44 Там же. С. 341-345; Киняпина Н. С., Блиев М. М., Дегоев В. В. Указ. соч. С. 111) // Нароницкий А.Л.
История народов Северного Кавказа, конец XVIII в.-1917 г. "Наука", 1988. С. 24
-------------
[b]Ахмет Дударов попытался войти в контакт с сепаратистски настроенными грузинскими царевичами. Действия тагаурского феодала, стремившегося захватить право контроля над Военно-Грузинской дорогой, были настолько серьезными, что главнокомандующий в Грузии Кнорринг в 1802 г. вынужден был лично отправиться во главе военного отряда в Тагаурию. Он сжег большую часть с. Чми - резиденцию Ахмеда Дударова. Сожжение Чми вызвало в Тагаурии не только страх, но и глубокое недовольство. Этим воспользовались грузинские царевичи.[/b] // История Северо-Осетинской АССР. С древнейших времен до наших дней. Под ред. А. П. Новосельцева. Орджоникидзе: Ир, 1987. Т. 1, с. 222
-----------------
Все это придало еще больший вес шейху Мансуру в глазах его сподвижников, которые стали считать его чуть ли не божественным посланцем. Движение под его началом охватило часть Чечни, Кабарды, дагестанскую Кумыкию. В Осетии на стороне шейха Мансура выступили представители тагаурской фамилии Дударовых . Предводитель осетинского движения в поддержку Мансура Ахмад Дударов характеризовался дореволюционными источниками как "ревностнейший магометанин", выступающий с идеями распространения ислама под знаменем газавата.220 Родственники Ахмада Дударова поддерживали его взгляды, на средства семейства Дударовых в Тагаурии была возведена мечеть. Когда шейх Мансур появился в пределах Осетии , то Ахмад Дударов во главе вооруженного отряда своих сторонников выступил из Тагаурии и соединился с отрядами шейха .221 // 220 М.С. Тотоев справедливо замечает по этому поводу, что немаловажную роль в этом походе сыграло опасения Дударовых , что в связи с закреплением русских на осетинской равнине и во Владикавказе, тагаурские владельцы могут лишиться права на получение дорожных пошлин с лиц, проезжавших по Дарьяльской магистрали. См.: Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии . - Орджоникидзе, 1955. - С.32.
221 Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. - С. 33. //Емельянова Надежда Михайловна
Мусульмане Осетии: На перекрестке цивилизаций. Часть 2. Ислам в Осетии. Историческая ретроспектива
--------------
[b]Дударовы пользовались большим влиянием как внутри, так и за пределами общества. В 1771 г. один из Дударовых «князь Ахмет доставил грузинскому царю Ираклию несколько сот взятых на службу осетин»[/b] (110, с. 73). В начале XIX в.// Средневековая Осетия Феликс Хажмурзаевич Гутнов. Ир, 1993 . С. 161
5) [i]Пару слов о Л.П. Семенове, его в Чечне помнят до сих пор старейшины:[/i]
Будучи несколько лет членом Ичкеринского (Веденского) окружного управления, Н.С. Семёнов овладел чеченским языком, что само по себе было большой редкостью в среде кавказской администрации. Он впервые придал значение и такому своеобразному источнику по истории края, как арабоязычные фамильные или личные записи («таптиры»)??? (??? Виноградов В.Б. Н.С. Семёнов и его очерк «День в ауле» 1869 года. – Арма- вир. 2002. – С.6. ) // З.Х. Ибрагимова «Мир чеченцев ?? век». Москва, “Пробел-2000”, 2007, с. 774.
-------------
Феодальные верхи, особенно один из тагаурских алдаров, Ахмет Дударов , стремились возглавить крестьян, отвлечь их от гнета «своих» феодалов и родовой знати. Крестьяне требовали от русского командования прекращения чинимых обид и наказания виноватых, а Дударов открыто призывал к истреблению русских. Немалую роль и здесь играли подстрекательство и ложные обещания «беглых» грузинских царевичей, выполнявших роль шахских эмиссаров44.(44 Там же. С. 341-345; Киняпина Н. С., Блиев М. М., Дегоев В. В. Указ. соч. С. 111) // Нароницкий А.Л.
История народов Северного Кавказа, конец XVIII в.-1917 г. "Наука", 1988. С. 24
-------------
[b]Ахмет Дударов попытался войти в контакт с сепаратистски настроенными грузинскими царевичами. Действия тагаурского феодала, стремившегося захватить право контроля над Военно-Грузинской дорогой, были настолько серьезными, что главнокомандующий в Грузии Кнорринг в 1802 г. вынужден был лично отправиться во главе военного отряда в Тагаурию. Он сжег большую часть с. Чми - резиденцию Ахмеда Дударова. Сожжение Чми вызвало в Тагаурии не только страх, но и глубокое недовольство. Этим воспользовались грузинские царевичи.[/b] // История Северо-Осетинской АССР. С древнейших времен до наших дней. Под ред. А. П. Новосельцева. Орджоникидзе: Ир, 1987. Т. 1, с. 222
-----------------
Все это придало еще больший вес шейху Мансуру в глазах его сподвижников, которые стали считать его чуть ли не божественным посланцем. Движение под его началом охватило часть Чечни, Кабарды, дагестанскую Кумыкию. В Осетии на стороне шейха Мансура выступили представители тагаурской фамилии Дударовых . Предводитель осетинского движения в поддержку Мансура Ахмад Дударов характеризовался дореволюционными источниками как "ревностнейший магометанин", выступающий с идеями распространения ислама под знаменем газавата.220 Родственники Ахмада Дударова поддерживали его взгляды, на средства семейства Дударовых в Тагаурии была возведена мечеть. Когда шейх Мансур появился в пределах Осетии , то Ахмад Дударов во главе вооруженного отряда своих сторонников выступил из Тагаурии и соединился с отрядами шейха .221 // 220 М.С. Тотоев справедливо замечает по этому поводу, что немаловажную роль в этом походе сыграло опасения Дударовых , что в связи с закреплением русских на осетинской равнине и во Владикавказе, тагаурские владельцы могут лишиться права на получение дорожных пошлин с лиц, проезжавших по Дарьяльской магистрали. См.: Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии . - Орджоникидзе, 1955. - С.32.
221 Тотоев М.С. К истории дореформенной Северной Осетии. - С. 33. //Емельянова Надежда Михайловна
Мусульмане Осетии: На перекрестке цивилизаций. Часть 2. Ислам в Осетии. Историческая ретроспектива
--------------
[b]Дударовы пользовались большим влиянием как внутри, так и за пределами общества. В 1771 г. один из Дударовых «князь Ахмет доставил грузинскому царю Ираклию несколько сот взятых на службу осетин»[/b] (110, с. 73). В начале XIX в.// Средневековая Осетия Феликс Хажмурзаевич Гутнов. Ир, 1993 . С. 161
22 октября 2011 в 15:29, Нуа-хи-чой (баллы: 41)
Комментировать
0
голоса
[b]Аккинцы - Дударовы 1, часть - 1[/b]
[img]http://groznycity.ru/images/thumbs/2950_150x150.jpg[/img]
Станция Ларс на Военно-грузинской дороге. Башня Дударовых - выходцев из Аккинского общества. XIX век.
[IMG]http://s40.radikal.ru/i089/1110/3d/cdf083999fda.jpg[/img]
Рис. Башня аккинцев Дударовых
(Когда то Ларс был родовой крепостью братьев Ших-мирзы Аккинского и Салтана-мирзы. Отцом братьев был мудрый Ушурма, фамилия принадлежит роду вабой/вяппий, см. аккинцы)
1) Так, по некоторым преданиям, родоначальник ингушских Дударовых, вышедший из Чечни, сначала обитал в Джерахском ущелье, затем спустился в долину Терека , войдя в состав тагаурских феодалов-осетин, жил на левом берегу этой реки. // Калоев Б.А. Осетино-вайнахские этнокультурные связи // Кавказский этнографический сборник. Т. 9. М., 1989. С. 142
2) В Ларс приехали мы уже на вечер... Ларсом называется замок со сторожевой башней, стоящей на выдавшемся мысе высокой горы: убежище дикого феодализма, бывшее гнездо разбойников. Тут они витали в выдолбленных в скале пещерах и владели узким ущельем; тут они собирали дань с проезжающих, если ленились их грабить. Но с тех пор как гром наших пушек раздался в Кавказском ущелье, пали все неприступные замки, истребились гнездища разбойников. Ларс ныне принадлежит Тагаурскому владельцу Джанхоту Дударову [Дударовы, по преданию, выхоцы из Чечни], поручику нашей службы. // Жур.: «Библиотека для чтения». № 86. Спб., 1848 г. С. 17
3)[b] «Алихан Марзабеков (из селения Фалхан) передает, что местные жители считают себя выходцами из селения Аки (Чечня) [выделено мной – О.Балашова]. До них в Фалхане жили не ингуши, а потомки какого-то Гама. Первые поселенцы Фалхана вышли из Аки одновременно с Дударовым[/b] [Дударов, родоначальник известной осетинской фамилии считается у ингушей выходцем из чечено-ингушского края – прим. автора – Семенов Л.П.]; они двигались верхними тропами, а Дударов нижними. Алихан назвал по имени всех своих предков: 1) Мойсыр Бузи 2) Тейбик 3) Мохажи 4) Токк 5) Дзор 6) Джамурза 7) Бахмет Пачи 9) Эсмурза 10) Той 11) Алихан. Легенду о происхождении фалханцев из Аки мы слышали еще от одного из местных стариков (79 лет); [b]он же сообщил, что жители Бейни – выселенцы из Фалхана; переселение в Бейни произошло лет 200 назад».[/b] // Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963. С. 24
[b]«По общему признанию, Дударов (по-чеченски - Дудар) родом из Чечни (из селения Кий или Аки)»
«По преданию, Дударов был в родстве с проживающей в селении Кий семьей Акиевых (сообщение Матиева)[/b] //. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963. С. 24
(Информант: Алихан Марзабеков, запись сделана в Ингушетии в 1920-е гг.
Информанты: Билал Эльджаркиев, Матиев, Мочко Шаухалов. Запись сделана в Ингушетии в 1920-е гг)
[IMG]http://s010.radikal.ru/i313/1109/55/89009648c943.jpg[/IMG]
Башенное селение Фалхан/Валхан основанное аккинцами из Галанчожа
[IMG]http://i030.radikal.ru/1109/fb/6d059fde12fa.jpg[/img]
Бейни основан частью аккинцев из Фалхана
4) Кей являются этническими аккинцами, постепенно общество Кей стало самостоятельным обществом Кей-мохк:
У Акберга было четыре сына. «Ты отважен в бою», — сказал он сыну Кей и поселил его на высоком месте, на горе. «А ты мирный человек», — сказал он сыну Итару и поселил его внизу, в ущелье. Сыновей же Зингала и Войгу он поселил между ними. От этих четырех сыновей пошли Зингаловы, Войговы, Кейцы и Итар-калахойцы. Место, где стоят их башенные аулы, называется Аккой. // (Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)
[IMG]http://s56.radikal.ru/i151/1008/b6/827e3775026b.jpg[/img]
Рис. Кей (Согласно народной памяти и преданиям Дудар проживал в Кий, сам происходил из ауле Ткуэст)
[IMG]http://i064.radikal.ru/1110/d7/4ccbf31a65fe.jpg[/img]
Рис. Чеченские замки Туести (Аькха или Ткъуэст, согласно А. Сулейманову название замка Ткуэст идет от имени языческого бога Тка) и Вовга(ВIовга) (общество Аьха/Аькха)
-------
Эти два предания сильно изменены и вышли в издательство в искаженном виде, несмотря на все это многое в легендах сохранено:
[quote]
69. ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУДАРА
По общему признанию. Дудар родом из селения Кий или Аки. В Ингушетию вошел он с небольшой дружиной. Для избежания столкновения с местным населением, минуя Цори, он двигался по горным хребтам, граничившим с Хевсуретией. ... .... В замках Дудара после него никто не жил. // ( И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986 // Опубл.: Семенов Л. Археологические и этнографические разыскания в Ин-тушетии в 1925—1932 годах. Грозный, 1963, с. 70. Л. Семенов слышал это предание от информаторов Бунхо Шанхоева, Тоха ЛИарзиева, Билала Эльджеркиева, Мочуко Шовхалова).
70. ГИБЕЛЬ СЫНОВЕЙ ДУДАРА
Дудар был родом из селения Кий. Обладая редкой отвагой, силой воли и властолюбием ... ... Дудар побратался с Куштовыми и потом, с их помощью, напал на Харпе и взял в плен всех мужчин. После этого набега, опасаясь мести, Дудар переселился за Терек, в Осетию. // ( И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986// Опубл.: Семенов Л. Археологические и этнографические разыскания в Ингу-шетии в 1925—1932 годах, с. 24—2S.
1 По рассказам стариков некоторые люди раньше употребляли «хьарг!ий -мотт» — вороний язык. Скорее всего это был или охотничий язык или какой-то другой тайный язык криков).[/quote]
[img]http://groznycity.ru/images/thumbs/2950_150x150.jpg[/img]
Станция Ларс на Военно-грузинской дороге. Башня Дударовых - выходцев из Аккинского общества. XIX век.
[IMG]http://s40.radikal.ru/i089/1110/3d/cdf083999fda.jpg[/img]
Рис. Башня аккинцев Дударовых
(Когда то Ларс был родовой крепостью братьев Ших-мирзы Аккинского и Салтана-мирзы. Отцом братьев был мудрый Ушурма, фамилия принадлежит роду вабой/вяппий, см. аккинцы)
1) Так, по некоторым преданиям, родоначальник ингушских Дударовых, вышедший из Чечни, сначала обитал в Джерахском ущелье, затем спустился в долину Терека , войдя в состав тагаурских феодалов-осетин, жил на левом берегу этой реки. // Калоев Б.А. Осетино-вайнахские этнокультурные связи // Кавказский этнографический сборник. Т. 9. М., 1989. С. 142
2) В Ларс приехали мы уже на вечер... Ларсом называется замок со сторожевой башней, стоящей на выдавшемся мысе высокой горы: убежище дикого феодализма, бывшее гнездо разбойников. Тут они витали в выдолбленных в скале пещерах и владели узким ущельем; тут они собирали дань с проезжающих, если ленились их грабить. Но с тех пор как гром наших пушек раздался в Кавказском ущелье, пали все неприступные замки, истребились гнездища разбойников. Ларс ныне принадлежит Тагаурскому владельцу Джанхоту Дударову [Дударовы, по преданию, выхоцы из Чечни], поручику нашей службы. // Жур.: «Библиотека для чтения». № 86. Спб., 1848 г. С. 17
3)[b] «Алихан Марзабеков (из селения Фалхан) передает, что местные жители считают себя выходцами из селения Аки (Чечня) [выделено мной – О.Балашова]. До них в Фалхане жили не ингуши, а потомки какого-то Гама. Первые поселенцы Фалхана вышли из Аки одновременно с Дударовым[/b] [Дударов, родоначальник известной осетинской фамилии считается у ингушей выходцем из чечено-ингушского края – прим. автора – Семенов Л.П.]; они двигались верхними тропами, а Дударов нижними. Алихан назвал по имени всех своих предков: 1) Мойсыр Бузи 2) Тейбик 3) Мохажи 4) Токк 5) Дзор 6) Джамурза 7) Бахмет Пачи 9) Эсмурза 10) Той 11) Алихан. Легенду о происхождении фалханцев из Аки мы слышали еще от одного из местных стариков (79 лет); [b]он же сообщил, что жители Бейни – выселенцы из Фалхана; переселение в Бейни произошло лет 200 назад».[/b] // Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963. С. 24
[b]«По общему признанию, Дударов (по-чеченски - Дудар) родом из Чечни (из селения Кий или Аки)»
«По преданию, Дударов был в родстве с проживающей в селении Кий семьей Акиевых (сообщение Матиева)[/b] //. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963. С. 24
(Информант: Алихан Марзабеков, запись сделана в Ингушетии в 1920-е гг.
Информанты: Билал Эльджаркиев, Матиев, Мочко Шаухалов. Запись сделана в Ингушетии в 1920-е гг)
[IMG]http://s010.radikal.ru/i313/1109/55/89009648c943.jpg[/IMG]
Башенное селение Фалхан/Валхан основанное аккинцами из Галанчожа
[IMG]http://i030.radikal.ru/1109/fb/6d059fde12fa.jpg[/img]
Бейни основан частью аккинцев из Фалхана
4) Кей являются этническими аккинцами, постепенно общество Кей стало самостоятельным обществом Кей-мохк:
У Акберга было четыре сына. «Ты отважен в бою», — сказал он сыну Кей и поселил его на высоком месте, на горе. «А ты мирный человек», — сказал он сыну Итару и поселил его внизу, в ущелье. Сыновей же Зингала и Войгу он поселил между ними. От этих четырех сыновей пошли Зингаловы, Войговы, Кейцы и Итар-калахойцы. Место, где стоят их башенные аулы, называется Аккой. // (Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)
[IMG]http://s56.radikal.ru/i151/1008/b6/827e3775026b.jpg[/img]
Рис. Кей (Согласно народной памяти и преданиям Дудар проживал в Кий, сам происходил из ауле Ткуэст)
[IMG]http://i064.radikal.ru/1110/d7/4ccbf31a65fe.jpg[/img]
Рис. Чеченские замки Туести (Аькха или Ткъуэст, согласно А. Сулейманову название замка Ткуэст идет от имени языческого бога Тка) и Вовга(ВIовга) (общество Аьха/Аькха)
-------
Эти два предания сильно изменены и вышли в издательство в искаженном виде, несмотря на все это многое в легендах сохранено:
[quote]
69. ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУДАРА
По общему признанию. Дудар родом из селения Кий или Аки. В Ингушетию вошел он с небольшой дружиной. Для избежания столкновения с местным населением, минуя Цори, он двигался по горным хребтам, граничившим с Хевсуретией. ... .... В замках Дудара после него никто не жил. // ( И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986 // Опубл.: Семенов Л. Археологические и этнографические разыскания в Ин-тушетии в 1925—1932 годах. Грозный, 1963, с. 70. Л. Семенов слышал это предание от информаторов Бунхо Шанхоева, Тоха ЛИарзиева, Билала Эльджеркиева, Мочуко Шовхалова).
70. ГИБЕЛЬ СЫНОВЕЙ ДУДАРА
Дудар был родом из селения Кий. Обладая редкой отвагой, силой воли и властолюбием ... ... Дудар побратался с Куштовыми и потом, с их помощью, напал на Харпе и взял в плен всех мужчин. После этого набега, опасаясь мести, Дудар переселился за Терек, в Осетию. // ( И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986// Опубл.: Семенов Л. Археологические и этнографические разыскания в Ингу-шетии в 1925—1932 годах, с. 24—2S.
1 По рассказам стариков некоторые люди раньше употребляли «хьарг!ий -мотт» — вороний язык. Скорее всего это был или охотничий язык или какой-то другой тайный язык криков).[/quote]
22 октября 2011 в 15:28, Нуа-хи-чой (баллы: 41)
Комментировать
0
голоса
Аьккхинцев, как и орстхойцев, в древности называли «балой». (ср. Балой-лам. Балой- гора). Орстхойцы считают аккинцев своими предками. //Ш.Б. Ахмадов «Чечня и Ингушетия в ?? - в начале ?? века». Монография. - Элиста: АПП «Джангар», 2002, с. 234
«Этимология нахского названия карабулаков «арштхой» указывает на то, что данный этноним возник в своё время как общее наименование всех вайнахов, обитавших на предгорных равнинах».// Г.А.Гантемирова, старший научный сотрудник музея. К истории карабулаков. // Известия Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. Грозный – 1975 г., с.68.
-------------------
Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974:
Селение под названием Кербите известно в Джерахском ущелье рядом с сел. Эрзи, жители которого считают себя выходцами из Кербите, а также в горах в Аккинском обществе. В том же Акки имелось сел. Озьми, известное в XIX в. в нижнем течении р. Армхи. Жители сел. Фалхан (правобережье Армхи) считают себя по происхождению аккинцами9. Орстхойцам-хаккоевцам (ср. Хакки-конги-юрт, район Алкуна), передви- /// страница 143
-нувшимся с р. Ассы, в первой половине XIX в. принадлежало сел. Цогуной на р. Аргуне, располагавшееся на месте Шатоя10. В настоящее время в Шатое живет тейпа Хаккой, насчитывающая около 100 хозяйств11. Из местности Щечеахк далеко на восток к Шаро-Аргуну ушли цечоевцы (орстхой), где и образовали сел. Пхаьмат. Представители этой тейпы, хотя и записаны чеченцами, до сих пор называют себя орстхой12. /// страница 144
-------------------
Сами орстхоевцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой, аккий, мержой и цечой.[B] «Мы все орстхой из Акки»,- говорят представители этих групп[/B] , вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание.//Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 163
Теснейшим образом орстхойцы связаны с аккинцами, составляя по существу с последними один народ.//Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 167
-----------------------------------
«Этимология нахского названия карабулаков «арштхой» указывает на то, что данный этноним возник в своё время как общее наименование всех вайнахов, обитавших на предгорных равнинах».// Г.А.Гантемирова, старший научный сотрудник музея. К истории карабулаков. // Известия Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. Грозный – 1975 г., с.68.
-------------------
Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974:
Селение под названием Кербите известно в Джерахском ущелье рядом с сел. Эрзи, жители которого считают себя выходцами из Кербите, а также в горах в Аккинском обществе. В том же Акки имелось сел. Озьми, известное в XIX в. в нижнем течении р. Армхи. Жители сел. Фалхан (правобережье Армхи) считают себя по происхождению аккинцами9. Орстхойцам-хаккоевцам (ср. Хакки-конги-юрт, район Алкуна), передви- /// страница 143
-нувшимся с р. Ассы, в первой половине XIX в. принадлежало сел. Цогуной на р. Аргуне, располагавшееся на месте Шатоя10. В настоящее время в Шатое живет тейпа Хаккой, насчитывающая около 100 хозяйств11. Из местности Щечеахк далеко на восток к Шаро-Аргуну ушли цечоевцы (орстхой), где и образовали сел. Пхаьмат. Представители этой тейпы, хотя и записаны чеченцами, до сих пор называют себя орстхой12. /// страница 144
-------------------
Сами орстхоевцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой, аккий, мержой и цечой.[B] «Мы все орстхой из Акки»,- говорят представители этих групп[/B] , вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание.//Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 163
Теснейшим образом орстхойцы связаны с аккинцами, составляя по существу с последними один народ.//Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 167
-----------------------------------
22 октября 2011 в 15:26, Нуа-хи-чой (баллы: 41)
Комментировать
0
голоса
[b]Oзеро Галанчож[/b]
[IMG]http://s40.radikal.ru/i090/1109/ce/c6bf039f405a.jpg[/IMG]
[b]Древние верования отразились, например, в предании о том, как возникло озеро Галанчож:
Однажды две женщины ( мать и дочь) из тукхума Акки[/b] отправились стирать пеленки в чистейшей воде озера по соседству с их аулом . Дух воды, возмущенный тем, что они загрязняют воду, превратил обеих женщин в камни. Но и само озеро не захотело оставаться в оскверненном месте и превратилось в великолепного могучего быка, который спустился вниз в аул Галанчож. Тамошние жители увидели быка, запрягли его и начали на нем пахать. Когда была вспахана первая борозда, показался ручеек, когда была распахана вторая борозда, показалась вода, а когда была готова третья, то вода затопила все поле, и бык исчез в ней. С тех пор озеро Галанчож считается священным: никому не позволено черпать отсюда воду или стирать в ней. (16) // Д.Е. Фурман Чечня и Россия: общества и государства. М.: Права человека, 1999 С. 42/Чечня и Россия: общества и государства. - М.: "Полинформ-Талбури", Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. Редактор-составитель Д.Е. Фурман, 1999 // В.П. Пожидаев. Горцы Северного Кавказа. Ингуши. Чеченцы. Хевсуры. Кабардинцы. Краткий историко-этнографический очерк. М. Б.И. 1926. C.17.
-------------------------------------------
-------------------------------------------
[b]Тушол в горах Чечни в период язычества[/b]
В 1986 г. в Аккинском ущелье был открыт неизвестный доселе памятник богини Тушоли - грубая скульптура, выполненная из цельного каменного монолита (Расы и народы, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Наука, 2006, с. 35).
[IMG]http://foto.rambler.ru/public/bersano/_photos/197/196-web.jpg[/IMG]
Научную ценность представляет открытая несколько лет назад стилизованная каменная статуя XI - XIII вв. в районе высокогорного оз. Галанчож, посвященная богине плодородия Тушоли. Высеченная из огромного скального валуна, она достигает в высоту 4,5 м и весит около 2 тонн.Тушоли, олицетворявшая, по религиозным воззрениям чеченцев,образ великой "матери людей" и покровительствовавшая плодородию, на протяжении многих веков пользовалась особым почитанием, прежде всего у женщин. Они называли ее Дэла йо!
Тушоли (в буквальном переводе - "божья дочь Тушоли") и вымаливали у нее сыновей. О опулярности данного культа свидетельствуют также многочисленные святилища этого божества, разбросанные по всей горной части Чечни. Ежегодно весной отмечался праздник в честь Тушоли в месяц "Тушоли бут" (апрель), когда прилетала "священная" птица удод ("Тушоли котам") и впервые стада выгонялись на летние пастбища. "...Сама скульптура представляет заметный интерес. Это по-настоящему серьезная работа древнего ваятеля, которая не может не вызвать уважение к себе и нашего современника.
Нижняя часть обнаруженной статуи носит следы многочисленных сколов: по бытовавшим у чеченцев в прошлом поверьям, кусочки, отколотые от нее, обладали якобы целебными свойствами. Их часто носили на шее бездетные женщины".
[IMG]http://s44.radikal.ru/i106/1109/9d/dd8657b090a1.jpg[/IMG]
Рис. 9 Женские головные уборы 1,2 — парадные головные уборы «кур-харс» из надземного склепа у с. Фалхан(аккинцы из Горной Чечни) (вид сбоку и прямо; 3 — предполагаемый головной убор позднебронзового века из могильника у с. Харачой (потомки нарт-орстхой и нашхойца по имени Бики) (по М. М. Герасимову); 4 — реконструируемый головной убор из Нестеровского могильника (авт - нашхой, аккинцы, орстхой) V в. до н. э. (по М. М. Герасимову); S — ингушский (авт - галгаевский) «кур-харс» XV—XVII вв.
8. АКБЕРГ
Из Акков произошли Газунхоевы (из аула Газун), Толагоевы (из аула Толагой), Велхоевы (из аула Велах) и Мержоевы (из аулов Долте и Герите). (Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)
Тушоли
Тушоли, у ингушей и чеченцев богиня плодородия, заступница людей перед своим отцом Дяла. В системе более ранних верований Т. занимала господствующее положение, её просили о здоровом потомстве, об обильном урожае, умножении скота. Т.- единственное у чеченцев и ингушей божество, которое имело изображение: деревянная (ранее - серебряная) поясная скульптура женщины со слезой на щеке (согласно поверью, слезы Т. были вызваны попыткой Ерда её ...). В честь Т. устраивались праздники, её именем в ингушском календаре назывался месяц (апрель), когда начиналась пахота и выгонялся скот на пастбища. Священная птица Т.- удод. В дальнейшем Т. оставалась главным образом объектом поклонения бездетных женщин (Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.).
Иностранный исследователь-путешественник Г.Ю. Клапрот, побывавший в самом начале XIX века в Чечне, отмечал, что чеченки шьют в качестве женского головного убора шапки, очень похожие на шапки черкешенок, и носят их только чеченские девушки537.// Ахмадов Ш.Б. Культура чеченцев в XVIII веке // Культура Чечни: история и современные проблемы. – М.,2006. – С.89.
На Всероссийской этнографической выставке, проведённой в Москве в 1866 году, был представлен чеченский женский костюм. Хотя выставка проходила сразу после завершения Кавказской войны, и чеченцы переживали тяжёлые времена, тем не менее, костюм чеченской женщины отличался изысканностью и роскошью. На экспозиции была представлена рубашка шёлковая белая, обшитая галуном, с гранатовой пуговкой. Штаны были сшиты из глазета, чувяки обшиты серебром. Архалук также был шёлковый. Бархатная полоска на головном уборе была расшита бусами, а красные тесёмки, обхватывая голову, завязывались, на затылке. Косынка вся была украшена блёстками542. // З.Х. Ибрагимова Мир чеченцев ?? век. Москва "Пробел-2000", 2007 С. 621
[IMG]http://s40.radikal.ru/i090/1109/ce/c6bf039f405a.jpg[/IMG]
[b]Древние верования отразились, например, в предании о том, как возникло озеро Галанчож:
Однажды две женщины ( мать и дочь) из тукхума Акки[/b] отправились стирать пеленки в чистейшей воде озера по соседству с их аулом . Дух воды, возмущенный тем, что они загрязняют воду, превратил обеих женщин в камни. Но и само озеро не захотело оставаться в оскверненном месте и превратилось в великолепного могучего быка, который спустился вниз в аул Галанчож. Тамошние жители увидели быка, запрягли его и начали на нем пахать. Когда была вспахана первая борозда, показался ручеек, когда была распахана вторая борозда, показалась вода, а когда была готова третья, то вода затопила все поле, и бык исчез в ней. С тех пор озеро Галанчож считается священным: никому не позволено черпать отсюда воду или стирать в ней. (16) // Д.Е. Фурман Чечня и Россия: общества и государства. М.: Права человека, 1999 С. 42/Чечня и Россия: общества и государства. - М.: "Полинформ-Талбури", Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. Редактор-составитель Д.Е. Фурман, 1999 // В.П. Пожидаев. Горцы Северного Кавказа. Ингуши. Чеченцы. Хевсуры. Кабардинцы. Краткий историко-этнографический очерк. М. Б.И. 1926. C.17.
-------------------------------------------
-------------------------------------------
[b]Тушол в горах Чечни в период язычества[/b]
В 1986 г. в Аккинском ущелье был открыт неизвестный доселе памятник богини Тушоли - грубая скульптура, выполненная из цельного каменного монолита (Расы и народы, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Наука, 2006, с. 35).
[IMG]http://foto.rambler.ru/public/bersano/_photos/197/196-web.jpg[/IMG]
Научную ценность представляет открытая несколько лет назад стилизованная каменная статуя XI - XIII вв. в районе высокогорного оз. Галанчож, посвященная богине плодородия Тушоли. Высеченная из огромного скального валуна, она достигает в высоту 4,5 м и весит около 2 тонн.Тушоли, олицетворявшая, по религиозным воззрениям чеченцев,образ великой "матери людей" и покровительствовавшая плодородию, на протяжении многих веков пользовалась особым почитанием, прежде всего у женщин. Они называли ее Дэла йо!
Тушоли (в буквальном переводе - "божья дочь Тушоли") и вымаливали у нее сыновей. О опулярности данного культа свидетельствуют также многочисленные святилища этого божества, разбросанные по всей горной части Чечни. Ежегодно весной отмечался праздник в честь Тушоли в месяц "Тушоли бут" (апрель), когда прилетала "священная" птица удод ("Тушоли котам") и впервые стада выгонялись на летние пастбища. "...Сама скульптура представляет заметный интерес. Это по-настоящему серьезная работа древнего ваятеля, которая не может не вызвать уважение к себе и нашего современника.
Нижняя часть обнаруженной статуи носит следы многочисленных сколов: по бытовавшим у чеченцев в прошлом поверьям, кусочки, отколотые от нее, обладали якобы целебными свойствами. Их часто носили на шее бездетные женщины".
[IMG]http://s44.radikal.ru/i106/1109/9d/dd8657b090a1.jpg[/IMG]
Рис. 9 Женские головные уборы 1,2 — парадные головные уборы «кур-харс» из надземного склепа у с. Фалхан(аккинцы из Горной Чечни) (вид сбоку и прямо; 3 — предполагаемый головной убор позднебронзового века из могильника у с. Харачой (потомки нарт-орстхой и нашхойца по имени Бики) (по М. М. Герасимову); 4 — реконструируемый головной убор из Нестеровского могильника (авт - нашхой, аккинцы, орстхой) V в. до н. э. (по М. М. Герасимову); S — ингушский (авт - галгаевский) «кур-харс» XV—XVII вв.
8. АКБЕРГ
Из Акков произошли Газунхоевы (из аула Газун), Толагоевы (из аула Толагой), Велхоевы (из аула Велах) и Мержоевы (из аулов Долте и Герите). (Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)
Тушоли
Тушоли, у ингушей и чеченцев богиня плодородия, заступница людей перед своим отцом Дяла. В системе более ранних верований Т. занимала господствующее положение, её просили о здоровом потомстве, об обильном урожае, умножении скота. Т.- единственное у чеченцев и ингушей божество, которое имело изображение: деревянная (ранее - серебряная) поясная скульптура женщины со слезой на щеке (согласно поверью, слезы Т. были вызваны попыткой Ерда её ...). В честь Т. устраивались праздники, её именем в ингушском календаре назывался месяц (апрель), когда начиналась пахота и выгонялся скот на пастбища. Священная птица Т.- удод. В дальнейшем Т. оставалась главным образом объектом поклонения бездетных женщин (Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.).
Иностранный исследователь-путешественник Г.Ю. Клапрот, побывавший в самом начале XIX века в Чечне, отмечал, что чеченки шьют в качестве женского головного убора шапки, очень похожие на шапки черкешенок, и носят их только чеченские девушки537.// Ахмадов Ш.Б. Культура чеченцев в XVIII веке // Культура Чечни: история и современные проблемы. – М.,2006. – С.89.
На Всероссийской этнографической выставке, проведённой в Москве в 1866 году, был представлен чеченский женский костюм. Хотя выставка проходила сразу после завершения Кавказской войны, и чеченцы переживали тяжёлые времена, тем не менее, костюм чеченской женщины отличался изысканностью и роскошью. На экспозиции была представлена рубашка шёлковая белая, обшитая галуном, с гранатовой пуговкой. Штаны были сшиты из глазета, чувяки обшиты серебром. Архалук также был шёлковый. Бархатная полоска на головном уборе была расшита бусами, а красные тесёмки, обхватывая голову, завязывались, на затылке. Косынка вся была украшена блёстками542. // З.Х. Ибрагимова Мир чеченцев ?? век. Москва "Пробел-2000", 2007 С. 621
22 октября 2011 в 15:24, Нуа-хи-чой (баллы: 41)
Комментировать
0
голоса
------------------------
? ??? [b] Акка - историческая область Чечни. Акки
Леча Ильясов Исторические области Чечни, глава из книги «Тени вечности» Акки. Журнал Чеченское общество Сегодня No 1(17), Москва 2008. С. 18-19:[/b]
Акки — горная часть Чечни, граничащая на юге с Кей, на востоке – с Нашхом, на западе – с Ялхарой, на севере – с районами чеченского общества Орстхой. Когда-то область была густо заселена. Руины башенных селений Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Ами, Итир-кале до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор.
[IMG]http://i058.radikal.ru/1008/c8/c2003908a5b7.jpg[/IMG]
Рис. Кереты
Основным занятием жителей Акки являлось скотоводство и земледелие. Кроме того, они славились как прекрасные охотники и воины.
Аккинцы приняли активное участие в Кавказской войне в отрядах имама Шамиля. Многие укрепленные селения осаждались царскими войсками, многие башенные строения были разрушены во время штурма и обстрела из артиллерийских орудий.
М.А. Иванов, посетивший Акки в начале прошлого столетия, писал об этом: «На возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отселков старшинства. Они группируются в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще богата эта местность, служившая в отдаленном прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху — борьбы Шамиля с русскими войсками. Об этих последних событиях среди населения сохранились еще свежие воспоминания: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снаряды разбивали твердыни горцев».
[b]Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. Часть багачаройцев еще в XVI веке основала село Багачарой у выхода из Аргунского ущелья неподалеку от селения Гойты. В 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трехдневного сражения. Это сражение было описано князем Волконским в одном из писем к своему другу.[/b]
В XV–XVI веках часть аккинцев мигрировала на восток, в Ичкерию, а также в районы расселения нахского племени «овхой» (сегодня – это западные районы Дагестана), которые, по всей видимости, являются потомками древнего племени аорсов, упоминаемого Страбоном. Позже в эти же районы переселились орстхоевцы (цечой) из ущелья Цеча-ахк, а также пешхой. В результате появился чеченский субэтнос, который, идентифицируя себя как часть чеченского этноса, выделяет себя в нем как «акки» в отличие от «лам-акки» – горных аккинцев, которые сегодня живут почти во всех районах Чечни.
После окончания Кавказской войны в XIX веке многие жители Акки переселились в Турцию. Тейп Ваппи, как и некоторые орстхоевские фамилии, покинул Чечню почти полностью.
[IMG]http://s012.radikal.ru/i319/1110/10/d5c62854fc86.jpg[/IMG]
Рис. Зингал
Несмотря на множество древних селений, до нашего времени в более или менее сохранном виде дошло очень мало памятников архитектуры. В селении Зенгали, расположенном к югу от озера Галанчож, на левом берегу реки Гехи, сохранилось около двадцати жилых башен различной сохранности, построенных из хорошо обработанного камня. Отдельные жилые и полубоевые башни сохранились в селениях Бици, Керети, Мизиркала. Во время последних двух войн они были подвергнуты бомбардировке российскими самолетами.
[IMG]http://i056.radikal.ru/1110/1f/e368e0a7ede0.jpg[/IMG]
Рис. Рассвет в Акках
[IMG]http://i026.radikal.ru/1110/66/b9884564fa1c.jpg[/IMG]
Рис. Река Аккинка впадает в Гехи
Дожившие до наших дней архитектурные строения свидетельствуют о высоком мастерстве их строителей. Акки, как и Терлой, и Майста, славилась своими мастерами. Сохранилась легенда об одном из них – знаменитом строителе башен Дисхи. По дороге в селение Воуги стоит одинокая башня. Местные жители называют ее Дисхи-боу. Говорят, что ее построил мастер Дисхи. В одном из селений Акки Дисхи сосватал девушку. Однажды весной, когда легче всего было купить или выменять овечью шерсть, он попросил невесту сшить ему шубу. Она пообещала, но почему-то долго не могла закончить работу. Дисхи рассердился за невнимательное отношение к своей просьбе и сказал невесте, что он быстрее построит башню, чем она сошьет шубу.
Он принялся за работу. Возвел стены, а когда нужно было завершить кровлю, деревянные подмостки, на которых лежали тяжелые камни, не выдержали и рухнули. И погиб мастер Дисхи. Услышала об этом невеста, прибежала к башне и, увидев мертвого жениха, взобралась на башню и бросилась вниз. Так и осталась башня недостроенной. А люди в память о знаменитом мастере назвали ее Дисхи-боу – башней Дисхи.
К одному из красивейших памятников жилой архитектуры чеченцев можно отнести жилую башню Мизир-Кала, которую отличают изящество пропорций, утонченный декор, высокая техника строительства, что обычно более характерно для боевых башен.
[IMG]http://s001.radikal.ru/i193/1110/67/596743e6efab.jpg[/IMG]
Рис. Склеп Мизир-корт.
[IMG]http://s49.radikal.ru/i125/1110/f8/0bb5904521a8.jpg[/IMG]
Рис. Мизир-кала
Над левым берегом речки Акки-хи, на высоком каменном обрыве, расположена встроенная в скальную нишу башня Итир-кале. Ее можно назвать маленькой крепостью. Доступ к ней невозможен, так как деревянные мостки, переброшенные со скалы на скалу, давно рухнули. Стены почти полностью развалились, остались только фрагменты. Согласно полевым материалам, владельцем крепости был местный феодал Гаж, который отличался жестоким и свирепым нравом. Он брал пошлину в виде овечьей шерсти и пороха с проезжающих по этой дороге людей. По преданию, Гаж был убит восставшими соплеменниками.
[IMG]http://s07.radikal.ru/i180/1008/d3/b119100c9c38.jpg[/IMG]
Рис. Встроенная в гору крепость Итар-кале (Иттар-кхяьле)
[IMG]http://s46.radikal.ru/i112/1110/25/816ec0b65476.jpg[/IMG]
Рис. Це-/Цет - лам
Сегодня ущелья Акки безлюдны. В вечном безмолвии застыли силуэты древних башен. И никто не может сказать, вернется ли когда-нибудь сюда жизнь вновь.
-----------------------------------------------------------------------------------
? ??? [b] Акка - историческая область Чечни. Акки
Леча Ильясов Исторические области Чечни, глава из книги «Тени вечности» Акки. Журнал Чеченское общество Сегодня No 1(17), Москва 2008. С. 18-19:[/b]
Акки — горная часть Чечни, граничащая на юге с Кей, на востоке – с Нашхом, на западе – с Ялхарой, на севере – с районами чеченского общества Орстхой. Когда-то область была густо заселена. Руины башенных селений Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Ами, Итир-кале до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор.
[IMG]http://i058.radikal.ru/1008/c8/c2003908a5b7.jpg[/IMG]
Рис. Кереты
Основным занятием жителей Акки являлось скотоводство и земледелие. Кроме того, они славились как прекрасные охотники и воины.
Аккинцы приняли активное участие в Кавказской войне в отрядах имама Шамиля. Многие укрепленные селения осаждались царскими войсками, многие башенные строения были разрушены во время штурма и обстрела из артиллерийских орудий.
М.А. Иванов, посетивший Акки в начале прошлого столетия, писал об этом: «На возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отселков старшинства. Они группируются в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще богата эта местность, служившая в отдаленном прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху — борьбы Шамиля с русскими войсками. Об этих последних событиях среди населения сохранились еще свежие воспоминания: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снаряды разбивали твердыни горцев».
[b]Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. Часть багачаройцев еще в XVI веке основала село Багачарой у выхода из Аргунского ущелья неподалеку от селения Гойты. В 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трехдневного сражения. Это сражение было описано князем Волконским в одном из писем к своему другу.[/b]
В XV–XVI веках часть аккинцев мигрировала на восток, в Ичкерию, а также в районы расселения нахского племени «овхой» (сегодня – это западные районы Дагестана), которые, по всей видимости, являются потомками древнего племени аорсов, упоминаемого Страбоном. Позже в эти же районы переселились орстхоевцы (цечой) из ущелья Цеча-ахк, а также пешхой. В результате появился чеченский субэтнос, который, идентифицируя себя как часть чеченского этноса, выделяет себя в нем как «акки» в отличие от «лам-акки» – горных аккинцев, которые сегодня живут почти во всех районах Чечни.
После окончания Кавказской войны в XIX веке многие жители Акки переселились в Турцию. Тейп Ваппи, как и некоторые орстхоевские фамилии, покинул Чечню почти полностью.
[IMG]http://s012.radikal.ru/i319/1110/10/d5c62854fc86.jpg[/IMG]
Рис. Зингал
Несмотря на множество древних селений, до нашего времени в более или менее сохранном виде дошло очень мало памятников архитектуры. В селении Зенгали, расположенном к югу от озера Галанчож, на левом берегу реки Гехи, сохранилось около двадцати жилых башен различной сохранности, построенных из хорошо обработанного камня. Отдельные жилые и полубоевые башни сохранились в селениях Бици, Керети, Мизиркала. Во время последних двух войн они были подвергнуты бомбардировке российскими самолетами.
[IMG]http://i056.radikal.ru/1110/1f/e368e0a7ede0.jpg[/IMG]
Рис. Рассвет в Акках
[IMG]http://i026.radikal.ru/1110/66/b9884564fa1c.jpg[/IMG]
Рис. Река Аккинка впадает в Гехи
Дожившие до наших дней архитектурные строения свидетельствуют о высоком мастерстве их строителей. Акки, как и Терлой, и Майста, славилась своими мастерами. Сохранилась легенда об одном из них – знаменитом строителе башен Дисхи. По дороге в селение Воуги стоит одинокая башня. Местные жители называют ее Дисхи-боу. Говорят, что ее построил мастер Дисхи. В одном из селений Акки Дисхи сосватал девушку. Однажды весной, когда легче всего было купить или выменять овечью шерсть, он попросил невесту сшить ему шубу. Она пообещала, но почему-то долго не могла закончить работу. Дисхи рассердился за невнимательное отношение к своей просьбе и сказал невесте, что он быстрее построит башню, чем она сошьет шубу.
Он принялся за работу. Возвел стены, а когда нужно было завершить кровлю, деревянные подмостки, на которых лежали тяжелые камни, не выдержали и рухнули. И погиб мастер Дисхи. Услышала об этом невеста, прибежала к башне и, увидев мертвого жениха, взобралась на башню и бросилась вниз. Так и осталась башня недостроенной. А люди в память о знаменитом мастере назвали ее Дисхи-боу – башней Дисхи.
К одному из красивейших памятников жилой архитектуры чеченцев можно отнести жилую башню Мизир-Кала, которую отличают изящество пропорций, утонченный декор, высокая техника строительства, что обычно более характерно для боевых башен.
[IMG]http://s001.radikal.ru/i193/1110/67/596743e6efab.jpg[/IMG]
Рис. Склеп Мизир-корт.
[IMG]http://s49.radikal.ru/i125/1110/f8/0bb5904521a8.jpg[/IMG]
Рис. Мизир-кала
Над левым берегом речки Акки-хи, на высоком каменном обрыве, расположена встроенная в скальную нишу башня Итир-кале. Ее можно назвать маленькой крепостью. Доступ к ней невозможен, так как деревянные мостки, переброшенные со скалы на скалу, давно рухнули. Стены почти полностью развалились, остались только фрагменты. Согласно полевым материалам, владельцем крепости был местный феодал Гаж, который отличался жестоким и свирепым нравом. Он брал пошлину в виде овечьей шерсти и пороха с проезжающих по этой дороге людей. По преданию, Гаж был убит восставшими соплеменниками.
[IMG]http://s07.radikal.ru/i180/1008/d3/b119100c9c38.jpg[/IMG]
Рис. Встроенная в гору крепость Итар-кале (Иттар-кхяьле)
[IMG]http://s46.radikal.ru/i112/1110/25/816ec0b65476.jpg[/IMG]
Рис. Це-/Цет - лам
Сегодня ущелья Акки безлюдны. В вечном безмолвии застыли силуэты древних башен. И никто не может сказать, вернется ли когда-нибудь сюда жизнь вновь.
-----------------------------------------------------------------------------------
22 октября 2011 в 15:22, Нуа-хи-чой (баллы: 41)
Комментировать
0
голоса
? ?? ?? Немногие историки обращают внимание на свидетельства о существовании весьма большой территории Аккинского общества, которая охватывала не только с.Акки с прилегающими аулами и хуторами, но и все Аккинское ущелье, Галанчожскую котловину и даже поселения, расположенные вдоль р.Гехи у места слияния двух ее притоков – р.Акки-хи и р.Осу-хи. // Пояснительная записка от к.ф.н. Балашовой О.Б. "История горных аккинцев верховьев реки Гехи из Лам-Акки"
?? В одном из этихъ аулов Ичкерии, а именно Гуни, последним принял мусульманство один из знатнейших чеченских тохумов (фамилий) не далее, как в половине ХVШ столетия.**) [b]«Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики—чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это—горы Аки-лам; там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов.[/b] Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышла из своего гнезда по причине малоземелья и протянулась на восход солнца. Роды нохчи (чеченцы ели тогда свинину и были «русские», т. е. христиане.*) Судя по этому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость, пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение. По другимъ преданиям, в горахъ жили некогда «джелты», т. е. греки, которые настроили множество церквей, замков, башен, и ушли, оставив большие клады. Многия чеченския фамилии ведут свое происхождение от европейцевъ (фиренги); другие от хевсур, третьи от грузин, четвертые от тушин и т. д. По этим преданиям, в Галгаевских горах жил некогда христианский царь, который оставил в своем ауле церковь.**) Старики, которых я расспрашивал, также неоднократно подтверждали все вышесказанное. // Терский сборник. Приложение к Терскому календарю на 1894 год. Выпуск третий. Издание Терского областного статистического комитета под редакцией секретаря комитета Г. А. Вертепова. Книга вторая Владикавказ. Типография Терского Областного Правления. 1893. С. 45
?? [img]http://s003.radikal.ru/i204/1101/48/9e28da9e6870.jpg[/img]
[b]Рис. Аккинское общество в 60-х годах XIX в, Горная Чечня. [/b]
Рукопись карты хранится в Центральном архиве Тбилиси (Грузия). На карту также ссылается известный специалист-ученый каказовед Н.Г. Волкова в своей работе "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974, с. 191.
Аулы Аккинского общества согласно карте: Бончи, Терхой, Ялхарой, Н. Ялхарой, Б. Таалы, Велах, Б. Амхо, Мазырк, Кербичи, Итыркалехо, Ахбос, Б. Карбето, Озми-кале, Кортхо, Ваучи, Эселышик, Керете.
?? «В качестве самостоятельного, хотя и родственного, народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев (аьккхий). По мнению многих чеченцев, (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), акинцы – это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Территориальная близость акинцев и орстхойцев создала известную путаницу в определении племенной принадлежности населения части горных районов по Гехи и Фортанге. Так, некоторые галгаевцы называют акинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к акинцам. ... Иногда чеченцы, ..., считают их (здесь: аккинцев) постоянными и давними жителями этих гор. // Н.Г. Волкова "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа". Изд-во «Наука». Главная ред. восточной лит-ры. М., 1973, с. 172
?? ? Рукописи Н.И. Головинского приводят предание о родоначальнике карабулаков, Арштхоо, выводящее его из чеченского общества Акки (ингуш, ?qqij, чеченск. aqquoj). «Некий аккинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества и спустясь со своим родом в Бумутское ущелье, основался у источников, называемых Черными ключами (по-кумыкски — карабулах) и образующих речку, впадающую в р. Мартангу и названную по имени Арштхоо Арштинской. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя и доселе — Арштхой. Кумыки же называли его, по источникам, у которых оно жило, Карабулах» // Чеченцы. Из записок Н. И. Головинского//Сборник сведений о Терской области. Вып. 1: Владикавказ, 1878, стр. 244.
? «..некий акинец по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества – прим.У.Далгат] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски – Карабулак: прим У.Далгат]. От населения, основанного здесь Арштхо, образовалось особое общество, называвшее себя …Арштхой». // Попов И. Ичкеринцы/ ССТО. Владикавказ, 1878. Вып 1. С244.
?? В одном из этихъ аулов Ичкерии, а именно Гуни, последним принял мусульманство один из знатнейших чеченских тохумов (фамилий) не далее, как в половине ХVШ столетия.**) [b]«Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики—чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это—горы Аки-лам; там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов.[/b] Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышла из своего гнезда по причине малоземелья и протянулась на восход солнца. Роды нохчи (чеченцы ели тогда свинину и были «русские», т. е. христиане.*) Судя по этому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость, пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение. По другимъ преданиям, в горахъ жили некогда «джелты», т. е. греки, которые настроили множество церквей, замков, башен, и ушли, оставив большие клады. Многия чеченския фамилии ведут свое происхождение от европейцевъ (фиренги); другие от хевсур, третьи от грузин, четвертые от тушин и т. д. По этим преданиям, в Галгаевских горах жил некогда христианский царь, который оставил в своем ауле церковь.**) Старики, которых я расспрашивал, также неоднократно подтверждали все вышесказанное. // Терский сборник. Приложение к Терскому календарю на 1894 год. Выпуск третий. Издание Терского областного статистического комитета под редакцией секретаря комитета Г. А. Вертепова. Книга вторая Владикавказ. Типография Терского Областного Правления. 1893. С. 45
?? [img]http://s003.radikal.ru/i204/1101/48/9e28da9e6870.jpg[/img]
[b]Рис. Аккинское общество в 60-х годах XIX в, Горная Чечня. [/b]
Рукопись карты хранится в Центральном архиве Тбилиси (Грузия). На карту также ссылается известный специалист-ученый каказовед Н.Г. Волкова в своей работе "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974, с. 191.
Аулы Аккинского общества согласно карте: Бончи, Терхой, Ялхарой, Н. Ялхарой, Б. Таалы, Велах, Б. Амхо, Мазырк, Кербичи, Итыркалехо, Ахбос, Б. Карбето, Озми-кале, Кортхо, Ваучи, Эселышик, Керете.
?? «В качестве самостоятельного, хотя и родственного, народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев (аьккхий). По мнению многих чеченцев, (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), акинцы – это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Территориальная близость акинцев и орстхойцев создала известную путаницу в определении племенной принадлежности населения части горных районов по Гехи и Фортанге. Так, некоторые галгаевцы называют акинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к акинцам. ... Иногда чеченцы, ..., считают их (здесь: аккинцев) постоянными и давними жителями этих гор. // Н.Г. Волкова "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа". Изд-во «Наука». Главная ред. восточной лит-ры. М., 1973, с. 172
?? ? Рукописи Н.И. Головинского приводят предание о родоначальнике карабулаков, Арштхоо, выводящее его из чеченского общества Акки (ингуш, ?qqij, чеченск. aqquoj). «Некий аккинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества и спустясь со своим родом в Бумутское ущелье, основался у источников, называемых Черными ключами (по-кумыкски — карабулах) и образующих речку, впадающую в р. Мартангу и названную по имени Арштхоо Арштинской. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя и доселе — Арштхой. Кумыки же называли его, по источникам, у которых оно жило, Карабулах» // Чеченцы. Из записок Н. И. Головинского//Сборник сведений о Терской области. Вып. 1: Владикавказ, 1878, стр. 244.
? «..некий акинец по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества – прим.У.Далгат] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски – Карабулак: прим У.Далгат]. От населения, основанного здесь Арштхо, образовалось особое общество, называвшее себя …Арштхой». // Попов И. Ичкеринцы/ ССТО. Владикавказ, 1878. Вып 1. С244.
22 октября 2011 в 15:21, Нуа-хи-чой (баллы: 41)
Комментировать
0
голоса
Яьккхий, аьккхе, аьккхий, аькхе, аьхой, духой - это один из древнейших нуахчинских родоплеменных обществ. В Нуахчийчоь было известно 4-е области: 1) Ламаха=Ломах=Ламаькх=Аьккхийн лам - это область состояла из горных земель от озера Галанчож до современной Тагаурии, в нее входила также Сир Аьха=Щир-Аьха=Щир-Аьккха, что в сторону Осетии.
2) Область Аха=Аькха=Аьха=Духа - это территория еще 120 лет назад включала в себя Галай, Вийлах, Ялхар и нынешню Аькху, около 250 лет назад входила в Ламаху=Ламаькху.
3) Чураькха=Чура Даха= Чуьра Аьккха - это область была на равнине и входила в Нуахчинскую/Нохчинскию страну Алания /Эьлан-Латта.
4) Арар-Аьккха=?ауха=?оувwха-латт=Пан мохк=Бахаме мохк= Байтуха - это земля была заселене нуахчинцам с первого появления человека на Кавказе, около 1000 лет назад из Ламаькха и Аьккха сюда пришли военные отряды на помощь жившим своим собратьям из других тейпов чеченцев. Около 500-600 лет назад вяьппинец Шихмурза Аккинский из Ларса возглавил переселение части тейпов мержой, барчхой, чантий, чонтой, орстхой, бегачархой, цечой, овршой и т.д. в Нуахчинский Аух и с тех пор люди себя начали называть здесь акинцами, т.е. охотниками и первопроходцами. Акция же Шиха Аккинского, который был старшим братом Салтана мирзы была направлена на очередное освобождение равнины от азиатских захватчиков.
2) Область Аха=Аькха=Аьха=Духа - это территория еще 120 лет назад включала в себя Галай, Вийлах, Ялхар и нынешню Аькху, около 250 лет назад входила в Ламаху=Ламаькху.
3) Чураькха=Чура Даха= Чуьра Аьккха - это область была на равнине и входила в Нуахчинскую/Нохчинскию страну Алания /Эьлан-Латта.
4) Арар-Аьккха=?ауха=?оувwха-латт=Пан мохк=Бахаме мохк= Байтуха - это земля была заселене нуахчинцам с первого появления человека на Кавказе, около 1000 лет назад из Ламаькха и Аьккха сюда пришли военные отряды на помощь жившим своим собратьям из других тейпов чеченцев. Около 500-600 лет назад вяьппинец Шихмурза Аккинский из Ларса возглавил переселение части тейпов мержой, барчхой, чантий, чонтой, орстхой, бегачархой, цечой, овршой и т.д. в Нуахчинский Аух и с тех пор люди себя начали называть здесь акинцами, т.е. охотниками и первопроходцами. Акция же Шиха Аккинского, который был старшим братом Салтана мирзы была направлена на очередное освобождение равнины от азиатских захватчиков.
22 октября 2011 в 15:19, Нуа-хи-чой (баллы: 41)
Комментировать
Похожие вопросы